Первому серийному гибриду в этом году стукнуло четверть века! С 1997 года Toyota Prius разошлась по миру тиражом 5,05 млн экземпляров. В компании подсчитали, что за все время этот автопарк позволил сократить выбросы CO2 на более чем 82 миллиона тонн по сравнению с аналогичными бензиновыми машинами. Несколько лет назад Toyota активно взялась за развитие электромобилей, но они пока дороги и подходят далеко не всем, поэтому работа с гибридами, которые уже доказали свою состоятельность, продолжается. И сегодня представлен Prius уже пятого поколения.
Эффектный автомобиль! Именно такой реакции и добивались разработчики: по задумке, новый Prius должен привлекать покупателей не только низким расходом топлива, но и дизайном. Форм-фактор пятидверного лифтбека, который появился у Приуса еще во втором поколении, сохранен. Однако клиновидный силуэт с чистыми линиями и крупными колесами (до 19 дюймов) полностью перекроен.
Колесная база растянута на 50 мм (до 2750 мм) по сравнению с прежней моделью. Новый лифтбек на 25 мм длиннее (4600 мм) и на 20 мм шире (1780 мм) предшественника, но при этом на 40 мм ниже (1430 мм) его. Задний свес стал короче на 50 мм, но передний вырос на 25 мм. Базовый гибрид (HEV) и подзаряжаемая гибридная версия (PHEV) теперь выглядят одинаково, разные у них разве что колеса.
Семь лет назад предыдущий Prius стал первой моделью, построенной с использованием модульной архитектуры TNGA (платформа GA-C). И сейчас новый гибрид первым примерил усовершенствованную версию TNGA. Архитектура прежняя: стойки McPherson спереди, независимая двухрычажка сзади, тяговая батарея под задним диваном. Но центр тяжести смещен ниже, а жесткость кузова увеличена, чтобы придать Приусу более драйверский характер.
Фирменная гибридная трансмиссия с электромеханическим вариатором, который объединяет тягу бензинового двигателя и электромотора, осталась в строю. И в компании по-прежнему называют Prius самым эффективным гибридом в классе. Базовая версия сохранит бензиновый двигатель 1.8, но пиковая мощность системы увеличена со 122 до 140 л.с. Компанию ей впервые составит гибрид с двухлитровым атмосферником: у него мощность достигает 193 л.с. Время разгона до 100 км/ч — 9,3 с и 7,5 с соответственно. За доплату предложен полный привод E-Four с отдельным электромотором на задней оси.
На вершине гаммы, как и прежде, расположен подзаряжаемый гибрид Prius PHEV, но его позиционирование переосмыслено. Теперь это не просто «Prius с розеткой», а настоящая «горячая» топ-версия. Под капотом — двухлитровый атмосферник серии Dynamic Force мощностью 148 л.с. Тяговый электромотор впервые в истории модели превосходит по отдаче ДВС: теперь 160 л.с. А совокупная мощность — 223 лошадиные силы вместо 122 у прежней модели. До «сотни» такой Prius может разогнаться за 6,7 с. Разработчики уверяют, что расход топлива остался прежним. Емкость литий-ионной тяговой батареи увеличена с 8,8 до 16,3 кВт∙ч, поэтому дальность хода в электрическом режиме выросла в полтора раза.
Интерьер полностью переделан и теперь стал более традиционным. Комбинация приборов (она нарисована на семидюймовом экране) уже не по центру передней панели, а перед водителем, хоть и расположена над ободом руля. А джойстик управления трансмиссией переехал с консоли на центральный тоннель. У двухзонного климат-контроля кнопочный пульт с отдельным дисплеем. Разработчики называют этот дизайн с тремя рабочими зонами Island Architecture.
Prius оснащен двумя бытовыми розетками, которые позволяют подключать электроприборы мощностью до 1500 ватт: одна расположена в салоне, вторая — в багажнике. Для подзаряжаемой версии можно заказать солнечную батарею: она встроена в панорамную крышу и в идеальных условиях может обеспечить заряд для пробега 1250 «бесплатных» километров в год. Также у такого Приуса появилась функция предварительного охлаждения салона, пока автомобиль стоит у розетки — чтобы не тратить на работу кондиционера заряд батареи. Оснащение включает комплекс электронных ассистентов Toyota Safety Sense с фронтальной камерой и систему автоматической парковки с дистанционным управлением (с пульта).
Уже завтра новый Prius покажут вживую на автосалоне в Лос-Анджелесе, хотя дебют сейчас состоялся в Японии. Гибриды без возможности подключения к розетке выйдут на рынок этой зимой, а подзаряжаемая версия подоспеет весной 2023 года. Причем в Европе и на некоторых других рынках Toyota теперь будет продавать только мощную подзаряжаемую версию.